?

Log in

No account? Create an account

Девичьи размышления

поиск формы


Previous Entry Share Next Entry
ОНО, она и они. Рецензия
Ключник
nevidimka_90

…Российские гуру маркетинга сделали свое черное дело. Когда я заговариваю с кем-то об этом фильме, все машут рукой - а, знаем, Стивен Кинг фигни не сделает. Они чертовски ошибаются как минимум дважды - во-первых, иногда кинг делает фигню, а во-вторых, фильм, который в русском прокате выпущен под именем “Оно”, совсем не имеет к нему отношения. На самом деле название фильма звучит “It follows”, что было бы вернее перевести как “Оно следует”, ну да ладно. Оно так оно.

Мне фильм понравился - как минимум тем, что он выбивается из ряда привычных. Когда постоянно ешь одно и то же, радость приносит какая-то отличающаяся пища (простите за гастрономические ассоциации), и в этом смысле Оно очень выигрывает. Во-первых, создатели заморочились и приложили максимум усилий для того, чтобы сделать фильм в духе 80-х - музыка как под копирку собранная из ужастиков того времени, домики, улочки, одежда персонажей. Было двойственное ощущение, когда на экране я видела одновременно странного вида электронную книгу и старенький черно-белый телевизор. Отход от клише был максимальным - никаких привычных компаний, где непременно должен быть из соображений толерантности негр и азиат, и стройная девушка. Главная героиня симпатична, но при этом не укладывается в рамки модельной внешности (да здравствует Майка Монро - именно так зовут эту актрису), и сценарий - обычно в фильмах ужасов с подростками есть заброшенные дома и много мяса (если вы понимаете, о чем я).

Тут никакой расчлененки (разве что в самом начале) не было. Зато было много симпатичных девичьих задниц и синего фильтра, таинственных саундтреков, навевающих стресс даже тогда, когда ничего страшного не происходило. По-моему, все страшные моменты (коих было ровно два, когда зал реально ахнул) были совершенно бытовыми (прямо как в “Зеркалах” - там самом страшной оказалась собака, прыгнувшая в окно - эффект внезапности).

В основу сюжета легла одна городская легенда. Завязка вкратце такова: главная героиня в какой-то момент встречается с парнем, который с ней спит и передает ей “проклятие” - теперь за ней будет следовать смерть в образе человека, которого будет видеть только она, и если этот человек дотронется то неё, то она умрет. А когда умрет она, то зараза переходит к предыдущему члену цепочки. Чтобы удлинить цепь, надо переспать с кем-то ещё - и быстро, быстро передвигаться. На машине, велосипеде, чем-то ещё.

И все. Собственно, на сексе и страхе смерти все и построено. Тут есть и классический любовный треугольник, и подстава, но нет выяснений “а что это было” и объяснений. Никто не пытается найти корни этой истории - нет, все отчаянно пытаются отодвинуть от себя подступающий конец. Никто не сидит в библиотеке и не гуглит в интернете (ох, а мне кажется, было бы интересно эту историю развернуть - может быть, всплыли бы такие термины,как суккуб или инкуб и прочее), и это здорово. Все полтора часа сидишь и напряженно ждешь скримеров, и вздрагиваешь от музыки.  Ничего лишне-бытового - разговоров с родителями (когда группа подростков внезапно сорвалась и уехала на дом на природе), даже при разговоре с директором школы камера крутится вокруг оси - чтобы мы ощутили эффект присутствия и разглядели в крадущихся тенях приближающуюся смерть.

Финал - классический и открытый. Как загоревшиеся окошки в домике на улице вязов. Как торчащая рука из могилы. Неясно, что будет дальше, неясно даже, чем все кончилось, насколько главные герои отсрочили свою смерть (да, кстати, после этого фильма прикольно рассуждать, а как можно было бы это сделать наиболее эффективно - уехать на необитаемый остров или улететь в космос, или устроить свингер-пати, чтобы расстроенная смерть терялась в раздумьях и бегала от человека к человеку). Моя фантазия подсказывала мне, что ходячие смерти - не что иное, как души людей, которые именно от проклятия и умерли, но это только мои домыслы, вызванные потребностью хоть какое-то объяснение происходящему найти.

Что понравилось: совершенно нелепая вселенная, как будто выросшая из рассказа подростка, где спутались времена и осталось нечто обобщенно-среднее (черно-белое кино и электронная книга, сотовый и старые машины), голубой фильтр (благодаря которому фильм можно смело причислять к инди-фильмам), атмосферная пугающая музыка, образ смерти, заключенный не во внезапных пугающих эффектах, а в обличьи медленного человека.

P.S. Мораль фильма: не спи с кем попало. А переспав, срочно займись сексом с кем-то ещё (Видимо, эта городская Легенда создалась из желания одних подростков склонить к соитию других)
Музыка:
Disasterpeace

UPD

Сразу после написания своей рецензии почитала отзывы на кинопоиске. Местами было смешно, местами грустно. С чем-то я была согласна,с чем-то нет. Читая иные комментарии, думала, что их автор поставил перед собой целью набрать определенное число знаков, намеренно удлиняя описания разными вводными словами, что, на мой взгляд, было совершенно лишено смысла. Некто PALPATINE пишет: “Итак, сюжет фильма переносит нас в ничем не примечательный пригород одного из американских мегаполисов. Главная героиня, студентка местного колледжа Джей (Майка Монро) ведет вполне обыкновенную жизнь, общаясь с друзьями детства и налаживая отношения с симпатичным парнем, который явно не прочь, чтобы их совместные прогулки закончились чем-то большим, нежели поцелуй.”

Нет. Не так. Мы не знаем, где она учится. Тем более мы не знаем,какую обычную или необычную жизнь она ведет. Это не важно, это лишь декорации к сюжету, который не нуждается в конкретных именах и местах - только нечеткие указания: какой-то город, какой-то парень, какое-то кино.

Ну и, что посмешило больше всего, это хор голосов, утверждающих, что “При этом посыл «Оно» своему зрителю достаточно просто — это антиреклама беспорядочных половых связей, коих не чурается сегодняшняя молодёжь, ведь только ленивый не поспешил отождествить Зло фильма с венерическими болезнями и даже СПИДом. Да, можно пенять Митчеллу на чрезмерную упрощённость этого посыла…” “Дэвид Роберт Митчелл ведет свой рассказ, словно некую медитативную притчу, красной линией выводя соображения на счет того, что беспорядочный секс никогда не приведет к положительным последствиям.” Нет, я думаю, что фильм совсем не об этом - ну, разумеется, так думаю я и я могу ошибаться.

И тем не менее, мое воображение тут же живо нарисовало рекламный ролик, снятый с героями “ОНО”  - парень с девушкой занимаются любовью, и вот уже над девушкой склоняется смерть, готовая вот-вот дотронуться, но вдруг парень вытаскивает презерватив из кармана. И смерть, огорченно вздохнув, уходит. И слоган внизу: “Презерватив защищает не только от ВИЧ, но и от смерти”



  • 1
--По-моему, все страшные моменты (коих было ровно два, когда зал реально ахнул) были совершенно бытовыми (прямо как в “Зеркалах” - там самом страшной оказалась собака, прыгнувшая в окно - эффект внезапности).

И в каких моментах зал ахнул?
Кстати, нечто похожее, вообще - самая страшная сцена всех времен и народов: сцена сна чувака из Макдональдса, беседующего с психиатром в Малхолланд драйв; смотрела?

  • 1